Анализ: почему FCA Group платит Тесла
К 2021 г. ЕС потребует от производителя среднего уровня выбросов CO2 в новом автопарке не более 95 г/км (с поправкой на каждую компанию в соответствии со средним весом автопарка и некоторыми заработанными кредитами), по сравнению с предыдущей средней целевой величиной автопарка в 130 г/км. Штрафы за невыполнение этих целевых показателей составляют 95 евро (GBP 82) за одно транспортное средство на г/км выше предела 95 г/км.
FCA и Tesla договорились объединить свои европейские флоты в «общий фонд», который ЕС считает единым субъектом при определении средних выбросов своего нового автопарка. Фактически, FCA покупает право на использование электромобилей Tesla для снижения среднего уровня выбросов CO2.
По данным отраслевых аналитиков Jato Dynamics, в прошлом году FCA продала в ЕС 961 000 единиц, при этом средний размер парка составил 125,3 г/км. Предполагая, что эти цифры останутся неизменными, цель FCA на 2021 год составит 89,8 г/км, что означает, что компании грозит потенциальный штраф в размере 2,8 миллиардов фунтов стерлингов.
В прошлом году в ЕС было продано всего 29 000 единиц «Тесла», но поскольку автомобили, выбрасывающие менее 50 г/км, награждаются дополнительными «супер-кредитами», этого достаточно, чтобы снизить общее среднее значение парка FCA/Тесла до 121,6 г/км. В то время как его цель на 2021 год составит 91,6 г/км (из-за более высокого среднего веса флота), потенциальный штраф снижен до 2,25 миллиардов фунтов стерлингов, что позволит сэкономить более 500 миллионов фунтов стерлингов.
Фелипе Муньос, аналитик автомобильной промышленности из Ято, указывает, что многое зависит от того, сколько FCA платит Тесла, добавив, что цифры 2018 года не объясняют «большое влияние», которое оказывает Модель 3 на положение Теслы в Европе. «Так как она продает больше автомобилей, она окажет большее влияние на любой пул», — говорит он. К 2021 году сделка Тесла, скорее всего, сэкономит FCA еще больше денег.
FCA также приступила к реализации программы электрификации, в рамках которой на следующий год запланировано приобретение гибридов с плагинами Jeep и Alfa Romeo, а также электромобиля Fiat 500. Это соглашение поможет закрыть брешь до тех пор, пока эти модели не будут проданы.
Муньос отмечает, что FCA не единственная страна в ЕС, на которую наложены крупные штрафы за выбросы CO2, заявив, что многие из них «не готовы» к достижению целей 2021 года. Jato ссылается как на группу PSA, так и на группу Volkswagen, как на группу, особенно подверженную риску больших штрафов. Между тем, Toyota и Mazda также договорились объединить свои флоты, как и бренды PSA.
Он добавляет: «К тому времени, когда электромобили станут реальной альтернативой двигателю внутреннего сгорания, для автопроизводителей может быть уже слишком поздно, и многим из них придется искать такие решения, как пул FCA-Tesla». Муньос отмечает, что хотя сейчас сделка работает на FCA, «в конце концов, они кормят конкурента, делая его сильнее и более угрожающим».